Здоровье сберегающие технологии на занятиях музыкой для детей с ограниченными возможностями в развитии

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей — одна из основных задач педагогов. Дети инвалиды стоят одними из первых в группе риска, поэтому необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий в коррекционно-развивающее обучение тем более очевидна. Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка инвалида не маловажное значение отводится музыкотерапии — игротерапии, звукотерапии, ритмотерапии, танцерапии. Широко используемые методики уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми. Поэтому встала необходимость активизации методической работы по вопросу интеграции здоровье сберегающих технологий в творческое развитие ребенка инвалида.
Основное внимание в здоровье сбережении и музыкальной психотерапии уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие комплексов, чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение, а особенно ребенка с ДЦП, так как все эти проблемы у него выражены ярче. Итак, перейдем к самим технологиям — то есть к приемам сохранения и укрепления здоровья путем музыки.

Музыкотерапия

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают две формы: активную — двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий, и пассивную — прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом: И. С. Бах «Шутка», И. Штраус «Вальсы», Д. Б. Кабалевский «Клоуны», Ю. Энтин, А.Рыбников «Бу-ра-ти-но», Ю. Энтин, В. Шаинский «Антошка».                  

Для расслабления ,снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются: И. С. Бах «Прелюдия до мажор», В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Сонаты», П. И. Чайковский «Времена года», Д. Воскресенский «Мироощущение», «Земное притяжение»,  «Параллельные миры».

Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности: М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», К. Сенс-Санс «Аквариум», П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка».

 

Вокалотерапия

Звук, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос — это своеобразный индикатор здоровья человека. Основатель системы оздоровительного физвокализа А. И. Попов, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Пример упражнения «физвокализа» — потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителеми обязательно напевайте абсолютно любой мотив, тот, который придет вам сейчас в голову.

 

Ритмотерапия

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогает ребенку устанавливать дружеский контакт со сверстниками, а так же дает психотерапевтический эффект.

 

Улыбкотерапия

Очень важна на занятии улыбка самого ребенка. Когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя работать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. В результате постоянной тренировки «пение плюс улыбка» мимика лица ребенка становиться намного свежее и отношение ребенка к самому себе окружающих к нему становиться намного теплее и проще.
 

В результате использования элементов здоровье сберегающих технологий на занятиях музыкотерапии у детей инвалидов формируются следующие умения:

 -  появляется самоконтроль над движениями, речью;

 -  дети начинают согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций; -  снимается зрительное напряжение и утомление

 -  повышается двигательная активность, звукопроизношение;

 -  возрастают показатели двигательной памяти. Достоинствами применения здоровье сберегающих технологий на занятиях музыкотерапии с детьми инвалидами являются:             

1.     Абсолютная безвредность;             

2.     Легкость и простота применения;             

3. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.